Содержание
Корабль на голове и другие прически 18 века.
Главная
» Как сделать прическу
» Корабль на голове и другие прически 18 века.
25.11.2020 в 13:52
Как сделать прическу
Самые невероятные в истории прически времен Марии Антуанетты, с кораблями, садами и вообще всем на свете появились благодаря конкуренции двух придворных «Стилистов».
Один из них, парикмахер Марии — Антуанетты Леонар, сопровождал ее со времен ее помолвки с французским дофином, а вторая, модистка королевы мамзель бертен, была ее правой рукой и помощницей.
Дух соперничества заставил этих двоих изобретать все новые и все более вычурные и сложные варианты причесок, а также всевозможные технические средства для изготовления, поддержания и «Обслуживания» этих конструкций из волос.
Знаменитым «Пуфам», высоко взбитым прическам 1770-х годов, уделено столько внимания, что кажется, будто они существовали многие годы. Хотя на самом деле эта мода была так же быстротечна, как и любые другие выразительные тенденции.
Всего несколько лет, примерно с 1774 по 1780 годы, царили быстро сменяющие друг друга варианты огромных причесок, к концу этого срока парикмахеры насчитали три десятка стилевых направлений и почти четыре тысячи вариантов укладок.
Что характерно, сама Мария — Антуанетта никогда не была в авангарде самых огромных или шикарно украшенных начесов, ее делом было задавать общий тренд. Где завиваем, где подстригаем, гофрируем или мы приглаживаем — королева выносила на обозрение двора новый стиль, а модницы немедленно вступали в соревнование и доводили свои головы до абсурда.
Но зато это было воистину время самовыражений — любые общественные или природные явления могли быть отражены в дамской укладке. Даже прививка короля Людовика XVI от оспы немедленно оказалась на головах в виде Pouf la Inoculation, прически, украшенной змеей и оливковым деревом, символами медицины и мудрости.
Чтобы собрать прическу «пуф» использовалось буквально все: ткань, марля, проволока, собственные волосы, шиньоны, шерсть, собственно пуфы (подушечки), а уж украшение конструкции вообще не предусматривало границ для фантазии.
Первые такие прически просто предполагали небольшой пуф, скрытый волосами. Но с увеличением высоты причесок приходилось прибегать к жестким каркасам, которые оборачивались чем-то мягким, а затем уже покрывались волосами, а чаще — париками, поскольку мало у кого хватало своих волос для реализации идеи тупейных дел мастера.
Когда мода из королевского двора просочилась на улицы и стала предметом изощренных шуток карикатуристов, законодатели модных тенденций уже сменили тренд. После родов Мария — Антуанетта, и так-то не слишком богатая волосами, начала свои волосы стремительно терять. Поэтому 1780-е годы — время огромных шляп, под которыми оказывались довольно скромные стрижки. Knowow.
Категории: Прически для волос, Модные прически, Модные стрижки
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
⇦
Как вам такое решение для проведения свадьбы?
⇨
Можно мнения?
-.
Корабли на голове | Загадки истории
С древнейших времен люди придавали большое значение своему внешнему виду, который в значительной мере определялся прической. Укладка волос использовалась не только для того, чтобы стать красивее, но и чтобы подчеркнуть свое положение в обществе.
«Прическа — это форма, придаваемая волосам завивкой, стрижкой, укладкой, филировкой (филировка — прореживание прядей. — Прим. авт.)», — говорится в одном из учебников по парикмахерскому искусству. Древнеримский поэт Овидий считал, что «позорен так же точно череп без волос, как куцый скот, без листьев куст, без трав покос». Конечно, это преувеличение: миллионы людей на Земле лишены растительности на голове, но оттого выглядят только значительнее. Хотя и они от пышной шевелюры не отказались бы.
Коварные перья
В исторической науке бытует мнение, что прическа появилась у нашего доисторического предка раньше одежды. Длинные волосы, спадая на лицо, мешали заниматься повседневными делами. Человек вынужден был откинуть волосы назад и перевязать их ремешком из кожи или былинкой. Такая примитивная прическа бытует до сих пор под названием «конский хвост». Но за тысячи лет человек изобрел множество куда более изощренных способов украсить свою голову.
Во Франции на рубеже XVIII-XIX столетий родилась такая поговорка: «Ради того, чтобы стать красивой, можно и пострадать». А какая же женщина не хочет быть красивой? И дамы безропотно страдали.
В XVIII веке процесс сооружения прически занимал у светских дам во Франции, Англии, а потом и в России целые дни. Волосы завивались, укладывались согласно предписаниям журналов мод (первый такой журнал появился в Париже в 1672 году, а в России — в 1779-м), украшались драгоценностями и перьями. Английской герцогине Девонширской в 1775 году подарили два страусовых пера, которые она использовала в своей прическе. Светские дамы немедленно переняли начинание, длинные перья в прическе стали модным аксессуаром. Который, кстати, доставлял немало хлопот придворным художникам: перья на портретах пришлось укорачивать, чтобы они не свешивались за рамки холста.
Изощренной фантазии тупейных художников (не от русского «тупой», а от французского toupet — «взбитый хохол на голове») не было границ. В эпоху рококо (первая половина XVIII века), характерной особенностью которой было широкое распространение пасторальных мотивов в искусстве, модным стало закрепление в волосах бутылочек с водой, в которые вставлялись букеты живых цветов. «Весна на голове среди белоснежной пудры производила чарующее впечатление», — писала одна из светских львиц того времени. Правда, чтобы напудрить волосы или парик, не испачкав платья, женщинам приходилось совершать эту процедуру в специальном шкафчике с отверстием для головы.
В конце XVIII века популярной стала прическа «фрегат». Сначала она прославляла отвагу французских моряков. Но вскоре модницы в Англии, а потом и во всей Европе, отметили с ее помощью блестящую победу адмирала Нельсона над наполеоновским флотом в Абукирском сражении на Средиземном море (1798 год). Парикмахеры творили на женских головках модели фрегата со всей положенной трехмачтовому паруснику оснасткой. Когда женщина шла, парусник покачивался, как на волнах. Сотворение чуда стоило больших денег и нечеловеческого терпения клиента. А потому прическу носили, не распуская, не одну неделю. Спали дамы в креслах или клали на ночь головы на специальные деревянные, обшитые шелком подставки.
Секрет куртизанки
Нинон де Ланкло привила всему миру моду на причёску, названную её именем
Александр Пушкин 30 октября 1833 года из Болдино писал супруге Наталье Николаевне в Петербург: «Мочи нет, хочется мне увидать тебя причесанную a la Ninon; ты должна быть чудо как мила. Как ты прежде об этой старой потаскухе не подумала и не переняла у ней ее прическу?»
Прическа, так вдохновлявшая поэта, была позаимствована с портрета французской куртизанки Нинон де Ланкло. Пушкин в письме называет ее смачным русским словом из ненормативной лексики, которое из соображений этики пришлось переиначить на «потаскуху». Между тем де Ланкло отличалась не только красотой, но и глубоким умом. За ней волочился даже всесильный кардинал Ришелье, который однажды прислал 50 тысяч франков. Нинон вернула деньги с запиской: «Я отдаюсь, но не продаюсь». До глубокой старости де Ланкло выглядела моложаво, объясняя это тем, что ежедневно протирает лицо лоскутом замши, смоченной кипяченой водой. Ученые и поэты почитали за честь услышать мнение этой неординарной женщины о своих опусах.
Прическа «а-ля Нинон» выглядела так: слегка завитая челка на лбу, надо лбом — горизонтальный пробор, по вискам до плеч спускаются крупные локоны, на затылке плоский тугой шиньон, в который вставлено страусовое перо. К сожалению, на дошедших до нас портретах Наталья Николаевна Пушкина изображена с прическами, ставшими модными позже.
Верные рецепты
В России многие века женская прическа не претерпевала изменений и с определенностью свидетельствовала о семейном положении ее обладательницы. Незамужние девки заплетали волосы в одну ниспадающую косу в три плетешка с прямым пробором, украшенную на конце разноцветными лентами либо косником — особым лоскутом или подушечкой, шитой бисером, иногда на медной пряжке. Замужние женщины волосы заплетали в две косы, которые укладывались вокруг головы.
Женщина не имела права показываться перед чужими мужчинами с непокрытой головой. Отрезать девке косу или сорвать с женщины головной убор значило нанести глубокое оскорбление. Именно такое надругательство над женской честью совершил у Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» молодой опричник Кирибеевич. За что поплатился жизнью в кулачном бою с удалым купцом.
Великий реформатор Петр I не обошел своим вниманием внешний вид своих подданных. 30 декабря 1701 года он издал указ, предписывавший «женскому полу всех чинов… носить платье, и шапки, и кунтыши, а исподнее бостроги, и юбки, и башмаки немецкие, а русского платья, и черкесских кафтанов, и тулупов, и азямов, и штанов, и сапогов, и башмаков, и шапок отнюдь не носить». Этим же указом вводились парики как для мужчин, так и для женщин.
Хотя и с запозданием, но волны западной моды докатывались из столицы до провинциальной России, видоизменяясь сообразно навыкам крепостных парикмахеров. Чтобы избавить модниц от необходимости прибегать к услугам доморощенных цирюльников, в 1861 году в Петербурге под названием «Домашний парикмахер» было издано «практическое наставление молодой даме или девице научиться самой, без всякой посторонней помощи, причесываться по моде и приобрести надлежащие сведения для правильного обращения с волосами, чтобы сохранять их и придавать им желаемую красоту».
В этом наставлении, между прочим, приведен рецепт состава для ращения волос, «недавно еще, как утверждали авторы, считавшийся секретным изобретением»: «Берут свежего, совсем без соли, сливочного масла, растапливают его, потом дают хорошенько отстояться и, осторожно слив в посудину, оставляют, чтоб остыло. Тогда, отвесив этого масла 1/4 фунта (около 100 г. — Прим. авт.), прибавляют к нему 1/4 фунта медвежьего жиру и 1 /4 фунта льняного масла, стирают составом каждый день те места на голове, где волосы особенно падают. Эта помада вообще чрезвычайно действительна для рощения волос».
Как видите, наши прапрабабушки и прапрадедушки были не меньше, чем мы, озабочены состоянием волосяного покрова головы. Но чем более ускорялся темп жизни, тем более укорачивались и упрощались женские прически. Сегодня можно встретить женщин, обритых наголо. Но многие по-прежнему готовы посвящать заботам о прическе часы драгоценного времени.
Леонид БУДАРИН
Самые сумасшедшие, самые эпические прически Марии-Антуанетты
Мария-Антуанетта веками оставалась на вершине популярной культуры благодаря своему смелому стилю и моде, которые она привнесла во Францию 18-го века. Большую часть правления королевы на одного человека была возложена исключительная ответственность за то, чтобы ее прическа была в самом лучшем виде. Кто был этот министр моды, имевший такое огромное влияние на дела королевы?
«Голова Марии-Антуанетты: королевский парикмахер, королева и революция» (Lyons Press) рассказывает о восхождении Леонарда Оти от скромного деревенского парикмахера на юге Франции до изобретателя пуфа и главного парикмахера до Королева Мария-Антуанетта. Раскопав различные источники 18-19 вв.века, включая мемуары, судебные документы и архивные периодические издания, автор Уилл Башор рассказывает в основном неизвестную историю Леонарда, хронику истории Леонарда, роль, которую он сыграл в жизни своего самого известного клиента, и хаотический и исторический мир, в котором он поднялся на видное место.
Леонард, которого часто принимали за дворянина, входил в частный салон королевы вскоре после того, как ее окружение фрейлин одевало ее. Именно он создавал фантастические сооружения из волос, иногда добавляя перья и аксессуары для создания элегантных причесок высотой до четырех футов. Но можно также сказать, что Леонард был косвенно ответственен за самые первые нападки на королеву, обнаруженные в подстрекательских памфлетах, распространявшихся еще в 1775 году. для дам стоять на коленях на полу вагона — или держать возвышающиеся шиньоны за окнами кареты по пути на гала-балы и в оперу.
Advertisement
Благородные дамы Версальского двора чувствовали себя обязанными подражать новым и смелым прическам королевы, несмотря на опасность превратиться в пылающий ад, когда они коснутся свечей дворцовых люстр. Парижские барышни также были увлечены новомодными тенденциями, резко увеличивая свои расходы на прически и влезая в большие долги. Матери и мужья ворчали, происходили семейные ссоры, и многие отношения были непоправимо испорчены. В целом общее мнение французского народа было широко разрекламировано: королева разоряла всех женщин Франции в финансовом и моральном отношении.
Пуф
Национальная библиотека Франции
Однажды вечером Леонард Оти неожиданно получил первый заказ от принцессы Марии-Антуанетты на изысканную прическу для оперы. Это было бы рискованным предприятием, потому что он был немного пьян. Пока Леонард медленно разделял волосы принцессы, пытаясь сотворить что-то волшебное, он, несомненно, боролся с пульсирующими артериями своих висков. К счастью, паника Леонарда уступила место воодушевлению, и уже через час его копна кудрей смогла удержать три белых страусиных перья, закрепленных на левой стороне ее головы и закрепленных посередине розетки, которую он заплел из ее волос. Бантик из розовой ленты, в центре которого был большой рубин, скреплял замысловатое творение.
Пуф «Jolie Femme»
Удивительный пуф Марии-Антуанетты. Она молча осмотрела его. На мгновение, судя по нахмуренным бровям, принцесса выглядела несколько разочарованной, сказав: «Моя прическа идеальна, и она превосходно спланирована, но она удивительно смелая». Однако это хмурое выражение длилось лишь мгновение, когда, как вспышка, ее лицо озарилось восторгом: «О, Леонард, оно должно быть выше ярда!» Леонард признал, что договоренность была смелой, но пообещал, что к следующему вечеру в Париже будет на двести причесок выше, чем у нее. Ее подданные собирались толпами, чтобы мельком увидеть замысловатые прически, созданные Леонардом, и, как он и предсказывал, вскоре они не жалели средств, чтобы подражать им.
Ques-A-Co
Модистка Марии-Антуанетты, мадемуазель Бертен, изобрела ques-a-co , или «что это такое?» прическа, став неизмеримым успехом. Он состоял из трех перьев, которые дамы носили на затылке, создавая узор, напоминающий вопросительный знак. Леонар очень любил мадемуазель Бертен, часто замечая, что их состояния «шли рука об руку, как две хорошие сестры». Но Леонард ревновал; на самом деле лавры и похвалы мадемуазель Бертен начали мешать Леонарду спать по ночам. Ему нужна была еще одна из этих грандиозных идей, которая ниспровергла бы все существующие моды, не только для того, чтобы вернуть благосклонность дофины и смягчить свою озлобленность на мадемуазель Розу, но и для того, чтобы его имя осталось на слуху в Париже.
Реклама
Сентиментальный пуф
После многих бессонных ночей Леонард наконец придумал новую сенсацию: сентиментальный пуф. Именно дух соперничества с мадемуазель Розе вознес эти головные уборы на такую чудовищную высоту, как в прямом, так и в переносном смысле. Пуф впервые надел мадам герцогиня Шартрская в апреле 1774 года. Пуф герцогини состоял из 14 ярдов марли и многочисленных перьев, развевающихся на вершине башни. Леонард использовал две восковые фигуры в качестве украшений, изображая маленького герцога Божоле на руках няни. Рядом с ними он поставил попугая, клевавшего тарелку с вишнями, а возлегнув у ног няни, поставил восковую фигурку маленького африканского мальчика, которого очень любила герцогиня.
The Mania
Bibilothèque Nationale de France
Новый пуф был беспрецедентным; никогда еще никто не осмеливался создать такую солянку. Даже Леонард поначалу немного боялся показывать абсурдную концепцию, но, как и большинство творений Леонарда, она быстро прижилась. Вскоре после этого на парижских пуфах можно было найти самые странные вещи. Легкомысленные женщины покрывали головы бабочками, сентиментальные женщины устраивали в волосах рои амуров, а жены офицеров носили взгроможденные на голове эскадроны. Женщины-меланхолики доходили до того, что вставляли в свои головные уборы урны для кремации. Также нередко смешивали перья с цветами, которые хранились свежими в крошечных бутылочках с водой, спрятанных в пуфе.
Ежик
Национальная библиотека Франции
А прически продолжали расти в высоту. В феврале 1776 года у королевы, собиравшейся на бал, устроенный герцогиней Орлеанской, были такие высокие перья, что их приходилось снимать с прически, чтобы сесть в карету. Ей пришлось оставить их, когда она вернулась в Версаль. Следующий популярный пуф, hérisson , или ежик, был смесью Леонарда из непудреных волос, завитых до кончиков и поднимающихся ярусами, оставляя несколько прядей локонов, ниспадающих на шею. Волосы на лбу были собраны в высокий и очень большой пучок шпильками. Весь пышный стиль был поддержан лентой, опоясывающей весь пуф.
Реклама
Карикатуры
Леонард продолжал изобретать новые стили, один экстравагантнее другого. Некоторые были настолько высоки, что казалось, что «голова женщины находится посередине ее тела». В одной из любимых историй Леонарда описывается вечер в опере, когда, забыв о высоте пуфа Леонарда, принцесса наклонилась вперед — ее головной убор запутался в украшениях декоративного подсвечника. Вернувшись в вертикальное положение, подсвечник остался твердым, но вытянул длинный кусок марли головного убора, вытеснив попугая и вишни. К счастью, они упали на ее отца, который поймал их, не дав им упасть на сиденья внизу, и тем самым спас опера Глюка и его дочь от того, чтобы стать «предметом веселья».
Прическа в стиле Belle-Poule
Еще одно невероятное творение состояло из корабля, плывущего по морю густых волнистых волос. Он был изобретен после морского сражения, в котором победил фрегат La Belle Poule . Сам корабль с его мачтами, такелажем и орудиями был имитирован на пуфе в миниатюре. Это тщательно продуманное творение, своего рода праздник, имело мгновенный успех. Однако следует отметить, что многие такие чепцы поддерживались проволочными лесами и были очень тяжелыми. Кроме того, эти порошкообразные отвары, которые редко мыли и мешали спать, обычно были рассадниками всех видов паразитов.
Конец эпохи
К тому времени, когда королева Мария-Антуанетта подарила Франции первого наследника престола, ей угрожала нарастающая потеря волос. При первых признаках этой катастрофы Леонард задрожал; вместе с волосами Марии-Антуанетты Леонард потеряет свою власть, это превосходство, позволяющее ему открывать сердца парижских дам и придворных, а также их кошельки. Затем Леонард убедил королеву, что его «прическа à l’enfant » наверняка встретит такой же энтузиазм, как и ее предыдущие прически. Прекрасные волосы королевы упали под ножницы Леонарда, и в течение двух недель все придворные дамы были коротко пострижены à l’enfant , открыв новую эру в парикмахерском искусстве.
Реклама
Облака революции
Королевы Франции всегда были иностранцами по политическим причинам, но Мария-Антуанетта была принцессой из Австрии, давним врагом Франции. Хотя для нее было жизненно важно выглядеть как можно более французской, ее мода и прически все больше отталкивали ее подданных. Вскоре за нападками на волосы королевы последовали обвинения, начиная от сексуальной распущенности и заканчивая государственной изменой. Когда к списку был добавлен инцест, революционный суд смог, наконец, выступить и приговорить королеву к смертной казни.
Ее волосы — они ушли последними
Леонар Отье, ее знаменитый и верный парикмахер, был в изгнании в Германии, когда палач прибыл в тюремную камеру Марии-Антуанетты с ножницами в руке тем холодным октябрьским утром 1793 года. Он связала ей руки за спиной и, грубо схватив за волосы, отрезала культовые пряди, которые сделал Леонард столь легендарным.
Гильотина
Через несколько минут палач покажет отрубленную голову королевы обезумевшей толпе у подножия эшафота. Ничего, кроме непрерывного рева «Да здравствует нация!» было слышно, как он победоносно держал его за ее волосы.
Реклама
Политическая власть прически Марии-Антуанетты
Насколько значима ваша прическа? Конечно, ваши локоны могут доставлять вам неприятности по утрам или чувствовать себя особенно важными прямо перед свиданием, но сомнительно, что они могут повлиять на политику или мировую власть. Опять же, вы, вероятно, не Мария-Антуанетта — королевская особа, которая, как объясняет Десмонд Хосфорд, обладала шевелюрой, которая могла делать все это и многое другое.
Хосфорд изучает образ французской королевы как в значительной степени символический: «Прически Марии-Антуанетты служили телесным элементом в установлении ее французской идентичности, выполняли перформативную роль в контексте французского королевства и продолжали действовать как место династическое агентство даже после ее смерти». Перевод: Пухлые, драматические прически королевы имели значение. Много.
Все началось с представления молодой королевы французскому двору, объясняет Хосфорд. Будучи австрийкой, Мария-Антуанетта должна была доказать, что она достаточно француженка, чтобы выйти замуж за короля. Мало того, что она получила французское образование, «было жизненно важно, чтобы тело Марии-Антуанетты выглядело как можно более французским». Как гипотетическую мать будущих французских монархов, будущую королеву нужно было переделать, чтобы она представляла саму французскость — чего ее кураторы достигли, изменив ее зубы и, в конечном счете, ее волосы.
С помощью французского парикмахера Мария-Антуанетта вступила в союз между Габсбургами и Бурбонами, который изначально казался счастливой судьбой. Но назревала беда, и беда эта тоже проявилась в волосах новой королевы-консорта. Мари нравилась экстравагантность: от 72-слойных напудренных творений до аллегорических причесок, украшенных подвесками и статуэтками на политические темы. В одной из причесок даже была изображена модель корабля, созданная в честь французской морской победы.
Экстравагантные прически были победами Мари и ее парикмахера Леонара: Леонар, потому что они сделали его суперзвездой, Мари, потому что они позволили ей контролировать свою жизнь. Но не все были довольны. Вскоре королеву пригвоздили к позорному столбу за ее экстравагантность, несмотря на то, что женщины по всей Франции копировали ее. «Конфликт между модой и достоинством королевы быстро приобрел социальные и финансовые последствия, — пишет Хосфорд.
Волосы Марии-Антуанетты недолго сохраняли свои эпические пропорции — ее парикмахер, как известно, коротко подстриг ее после первых родов, чтобы дать поврежденным к тому времени локонам «чистый старт», — но их значение все еще было велико. . Поскольку королева отказалась от модной одежды в пользу менее экстравагантного стиля, ее критиковали за то, что она якобы спровоцировала падение французской промышленности по производству тканей, лент и других аксессуаров. Когда королева появилась на портрете с простой прической, пишет Хосфорд, это «было легко воспринято как вопиющий акт неуважения к французским приличиям в отношении внешнего проявления королевского достоинства, подрывной отказ от королевского образа и национальная деградация».
После того, как королева была изгнана из Версаля, она все еще зависела от своего парикмахера. Но что-то случилось с ее волосами: они побелели за одну ночь, вероятно, в результате стресса, вызванного ее преследованием. (Сегодня ученые называют внезапное поседение волос «синдромом Марии-Антуанетты».) Тем не менее комментаторы продолжали сообщать о состоянии ее волос и причесок. Однажды, отмечает Хосфорд, она решила сама уложить волосы — «возможно, единственный раз в жизни, когда ей удалось полностью заявить о своей независимой телесной свободе».