Содержание
Женские прически 19 века, часть 3
Часть 2
…Однако вскоре буря на головах утихла и в 1840-е годы на смену ей пришла такая тишь да гладь, что, взглядывая на кроткие головки подруг, мужчины назвали новые добродетельные прически «мадонна» или «покаяние».
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый,
Влево бегущий пробор.
(А. Фет)
П. Орлов. Дама в сиреневом платье. 1839.
Д. Беццуоли. Княжна Мария Антония. 1836.
Разделенные пробором, иногда двумя, расходящимися ото лба как лучи, волосы закрывали уши и краешек щек — эта часть прически называлась «бандо», — а сзади на шее укладывались мягким узлом или пучком локонов.
«На ней была соломенная шляпа с широкими полями и розовыми лентами, развевающимися по ветру за ее спиной. Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо». (Г.Флобер. Воспитание чувств).
Ж. Энгр. Мадам Моутесье. 1851.
Ф. Винтерхальтер. Графиня Т. Юсупова. 1858.
Этой же моде следовала другая героиня Флобера — юная Эмма Руо, будущая госпожа Бовари. «Ее шея выступала из белого отложного воротничка. Тонкая линия прямого пробора, едва заметно поднимавшаяся вверх соответственно строению черепа, разделяла ее волосы на два темных бандо, оставлявших на виду лишь самые кончики ушей, причем каждое из этих бандо казалось чем-то цельным — до того ее волосы были здесь гладко зачесаны, а на виски они набегали волнами, сзади же сливались в пышный шиньон, — такой прически сельскому врачу никогда еще не приходилось видеть». С гораздо более продуманной прической, сделанной по совету руанского парикмахера, Эмма явилась на бал в аристократический замок: «Волосы, слегка взбитые ближе к ушам, отливали синевой; в шиньоне трепетала на гибком стебле роза с искусственными росинками на лепестках». Прелестная головка Эммы успешно конкурировала с модными прическами других приглашенных дам, чьи «…волосы, гладко зачесанные спереди, собирались в пучок на затылке, а сверху венками, гроздьями, ветками были уложены незабудки, жасмин, гранатовый цвет, колосья и васильки».
В это же время за тысячи верст от Парижа, на другом балу, другая женщина — Анна Одинцова, воспламенившая любовь нигилиста Базарова, предстала перед ним в царственном великолепии русской красоты и парижской прически. «Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий». (И.Тургенев. Отцы и дети).
Любой французский журнал мод середины XIX века может служить иллюстрацией к этим женским портретам. Правда, часто цветы и растения увивали прически дам в таких неумеренных количествах, что эта ботаническая вакханалия толкала юмористов на гомерические же сравнения. Английский фельетонист, побывав на модном балу, отметил, как удачно буйные побеги плюща, свисавшие с головы на плечи молодящейся светской львицы, гармонируют с почтенным возрастом дамы, ненавязчиво напоминая о руинах замка и кладбищенской стене.
Наряду с резкой критикой и безудержной апологией дамские прически впервые удостоились нейтрального академического взгляда. В 1840-е годы выходят в свет пять томов об искусстве моделирования волос, написанные парикмахером Круазатом.
Портрет неизвестной. Раскрашенная фотография. Россия, 1850-е гг.
Платья и прически из журналов «Moniteur de la mode» (Франция, 1863-65) и «Модный магазин» (Россия, 1866).
В художественной литературе, в романах «золотого века», часто самой яркой деталью психологического портрета героини оказывалась именно прическа.
«Виконтесса де Босеан была блондинкой с темными глазами и ослепительно белой кожей, какая бывает только у блондинок. Она смело являла миру свое чело, благородное чело падшего ангела, гордого своей греховностью и не желающего прощения. Пышные косы были уложены высоко над двумя полукружиями волос, окаймлявшими лоб, и придавали ей еще большую величавость. Этот венец золотых кос воображение отождествляло с короной бургундских герцогов, а в сверкающих глазах этой знатной дамы чувствовалась смелость ее славного рода, смелость женщины, отвечающей презрением на оскорбление и вместе с тем чуткой к нежным порывам души». (О.Бальзак. Покинутая женщина).
Если оставить будуары и дворцы высшего света и заглянуть в более скромное жилье, где чистоту и порядок твердой рукой поддерживали нежные героини Диккенса, мы обнаружим там гладкие проборы «диккенсовских» девушек в клетчатых платьях и фартуках, олицетворяющих благородную бедность. Никак не желая срывать романтический флер с головок героинь Флобера, Бальзака и Диккенса, автор обязан все же уточнить, что красота причесок XIX века и чистота волос совершенно не обязательно сопровождали друг друга. Все эти прелестные женщины не были неряхами, просто тогдашнее представление о личной гигиене сильно отличалось от нашего. Самыми серьезными медицинскиим авторитетами мытье головы объявлялось вредным для здоровья, приводящим к мигреням и нервной слабости. Волосы мыли не чаще одного раза в месяц, да и что это было за мытье — скорее, сухая чистка. Волосы покрывались пудрой или тальком, которые впитывали жир и грязь, после чего эти абсорбенты удалялись свинцовым гребешком. Модного цвета добивались, например, смазыванием маслом, от которого волосы казались темнее. Масло придавало волосам блеск, что тоже считалось красивым, — вот чем объясняется одинаково лакированный вид причесок как пейзанок, так и княгинь на полотнах живописцев. А влюбленные находили для волос любимых женщин такие восторженные эпитеты, которые сегодня можно встретить только в рекламе шампуня против перхоти.
продолжение следует.
Женские прически 19 века, часть 1
Несколько лет назад Марго и Орися подарили мне чудесную книгу — «Локон жгучий, локон черный. История женских причесок» Наталии Резановой. Делюсь наиболее интересными кусками. 🙂
Иллюстрации в ней в основном ч/б, так что где могла, я заменила их найденными в сети цветными версиями.
Кудри девы — чародейки,
Кудри — блеск и аромат,
Кудри — кольца, струйки, змейки,
Кудри — шелковый каскад.
В.Бенедиктов
Гильотина Французской революции жестоко растрепала продуманные прически сторонниц монархии, зато другие дамы сами поспешили внести в свои головы революционный беспорядок. Он выразился в радикальной стрижке. Правда, столь вызывающий облик могли позволить себе лишь немногие независимые аристократки и актрисы, которым не привыкать было шокировать модный свет. Короткие стрижки продержались с 1801 по 1809 год. Самая модная, когда волосы завивали по всей голове мелкими кудрями, получила название «a la Titus», по имени римского императора. Что касается цвета волос, то и здесь свежие идеи были извлечены из римских руин. В 1798 году императрица Жозефина окрасила свои волосы на манер римских патрицианок синеватой краской, после чего все дамы стали носить синие парики. Парики вообще оказались в громадном употреблении — у больших модниц их насчитывалось до 30. Девушкам в приданое давали дюжину париков. Во времена Директории вышла книжка «Таинственная история всех светлых париков (блондинов и блондинок) в Париже». Все парики были светлыми — начиная от льняных и кончая пепельными, как вдруг одна актриса явилась на бал в черном парике, и это стало модной новостью: кокетки надевали утром светлый парик, вечером — черный. Многие сбривали все волосы и носили только парик, другие добавляли к своим волосам фальшивые и укрывали их пурпурной сеткой. Братья Гонкуры подробно описали парики того времени с прядями длиной не более дюйма, с челкой до ресниц, а также шиньоны грушевидной формы. Актеры и актрисы высмеивали парики со сцены в эпиграммах, но это служило лучшей рекламой. Цена париков возросла до 25 луидоров.
Дебукур. Парикмахер. Франция, нач. 19 в.
Более чем экстравагантная прическа с высоко выбритым, как для гильотинирования, затылком, на который к тому же повязывалась узенькая красная ленточка, напоминающая струйку крови, называлась «a la victime» (жертва) или «а 1а guillotine». Но этот образчик парикмахерского черного юмора недолго веселил парижскую золотую молодежь. И рискованная «жертва», и взъерошенная короткая стрижка «дикарка» вышли из моды еще быстрее, чем революционные идеи. Неунывающие парикмахеры и их клиентки укрылись от уличных беспорядков в тихих музейных залах, где принялись срисовывать образцы забытых античных причесок.
Хотя импровизации на архаичные темы вышли очень милыми, парикмахерам трудно было соревноваться с портными. Их произведения — почти прозрачные платья-рубашки — намертво приковали к себе мужские взгляды. Эта попытка внедрить эллинскую гармонию и покой в тщеславные светские салоны начала 19 века иногда оборачивалась жеманством, игрой в наивность и невинность, но большинство джентльменов наблюдали происходящее с удовольствием.
«И право, было недурно: на молодых женщинах и девицах все было так чисто, просто и свежо; собранные в виде диадемы волосы так украшали их молодое чело». (Ф.Вигель. Записки).
Ж. -Л. Давид. Мадам Рекамье. 1800
Очарования античной простоты и добивались дамы, облачаясь в легкие древнегреческие туники.
«Такую же простоту преследовали и женские прически, впавшие даже в непонятную в этом отношении и уродливую крайность. За несколько лет перед тем ни у одной женщины не было достаточно волос для прически, теперь у всех их оказалось слишком много. Вместо воздвигавшихся на головах щеголих высоких гор, холмов, усыпанных цветами, лугов, пенистых потоков из искусственных прядей кос и локонов, вместо сложнейших и громоздких причесок, вроде «прелестной простоты» или «расцветающей приятности» — появились вдруг гладко остриженные головы или «половинная» стрижка голов, с бритыми или коротко подстриженными на затылке волосами… Мода на стриженые головы и затылки, строго запрещенная во времена Павла, снова вернулась в первые годы царствования Александра, но уже благодаря одному тому, что она лишала женщину одного из существенных ея украшений, долго продержаться не могла. Вскоре волосы были снова отпущены и начали зачесываться кверху, так что затылок оставался открытым, причем их иногда заплетали в косы, которыя обвивали вокруг головы или завивали спереди мелкими буклями, спуская их вдоль щек короткими локонами — «фаворитками» или «бандо». Причесывались также «l’antique», или с большими гребнями, украшенными каменьями, или вплетая в волосы гирлянды цветов, сеточки из мелкого жемчуга и повязки, украшенные мозаиками, а особенно камеями». (В.Верещагин. Женские моды Александровского времени).
Ж.-Б. Реньо. Портрет Елены Виолье. 1812
Ж.-Л. Давид. Портрет графини Дарю. 1810
Неизвестный художник. Медальоны с изображениями Жозефины Богарне. 1800-е гг.
К этому перечню модных причесок стоит добавить еще «a la Ceres» и «a la Circassienne», которые вызвали изобретение разнообразных металлических обручей, стальных гребней и остроконечных украшений на макушке — «une corbeille».
Темных локонов извивы,
Словно лозы прихотливы,
Вяжут пышные узлы:
И за каждым клубом мглы,
Будто тайны откровенье —
Перлов дивное явленье.
Так с точки зрения английского романтика Джона Китса выглядела мода перевивать темные волосы жемчужными бусами. Впрочем, многие дамы осветляли волосы, подражая второй жене Наполеона I Марии Луизе. Как сообщает биограф императорской четы Ф.Герре, — «эта блондинка была подобна замороженному шампанскому, которое, едва оттаяв, сулит много удовольствий». Но законодательницей мод стала не она, а бежавшая из революционной Франции художница Виже-Лебрен. Ее вкус был навсегда отдан естественности.
«Моя прическа мне ничего не стоила; я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком… Парик! Судите сами, могла ли я привыкнуть к парику, с моей любовью к живописности! Я всегда чувствовала к ним такое отвращение…» (Письма м-м Л.Э.Виже-Лебрен. Т.1).
Виже-Лебрен написаны многочисленные портреты русских дам, часто она сама причесывала своих моделей.
Картинки из журналов мод. Франция, 1810-е гг.
С. Шарье. Дама за туалетом.
Русский ампир соединил воинственную живость с романтической негой. Это было время юности Наташи Ростовой. Перечисляя подробности наряда, в котором главная героиня «Войны и мира» собирается на свой первый бал в 1809 году, Толстой сообщает: «Волоса должны были быть причесаны a la grecque». В мемуарах Татьяны Берс, послужившей прототипом Наташи, есть такое описание ее первого выезда в свет:
«— А ты знаешь, Саша, ведь меня причесывал настоящий парикмахер. Это тетя Julie велела. Ты не заметил? Нет? — Заметил что-то необычное… Julie велела парикмахеру причесать меня «a la grecque», как носили тогда на балах, с золотым bandeau (обручем) с приподнятыми буклями, а на шею надела мне бархатку с медальоном».
О том, что эта прическа уже в течение нескольких лет была в моде, говорит еще одно место в романе: князь Андрей в своем кабинете «смотрел на портрет покойницы Лизы, которая со взбитыми a la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки». Лаконизм «греческих» укладок компенсировался драгоценными украшениями. В моде золотые тяжелые обручи, которые надевали прямо на лоб, чтобы замаскировать край парика (парики продолжали носить пожилые дамы). Длинные золотые шпильки и гребни держали прическу. Любимое украшение для волос — маленькая бриллиантовая диадема в виде букетика цветов или, что еще более модно — колосьев. Она особенно эффектно смотрелась на фоне черных волос. Этот цвет к тому же отлично оттенял романтическую бледность, почему и оказался в это время самым модным.
В. Боровиковский. Портрет княжны Долгорукой. 1811 (источник)
В России красили волосы в черный цвет, конечно, натуральными красителями, в частности, настоем молодых грецких орехов, причем этим грешили не только молодые дамы, но и седеющие модницы. Такую пожилую кокетку насмешливо поминает горничная Лиза в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Мне-с ваша тетушка на ум теперь пришла,
Как молодой хранцуз сбежал у ней из дому.
Голубушка! Хотела схоронить
Свою досаду, не сумела:
Забыла волосы чернить
И через три дни поседела.
Отсутствие трезвого взгляда в зеркало подводило не только комических старух. Прически с поднятыми вверх волосами были весьма требовательны к овалу лица и далеко не всех украшали. Толстой описывает усилия двух женщин причесать на такой манер некрасивую княжну Марью, все очарование которой было в кротком выражении лучистых глаз — модная прическа только уродовала ее. В 1817 году в моде не менее рискованные прически с поперечным пробором от уха до уха. Сзади волосы собирали в узел на затылке, а на лбу взбивали тучку из небрежных мелких завитков. Через три года их место заняли крупные горизонтально положенные букли.
Для оживления моды «александровской эпохи», как ее называли современники (а мы называем пушкинской), дополнительным стимулом оказался повышенный интерес императора-щеголя Александра I к красивым женщинам. Отличал их, как известно, и Пушкин. Часто внимание царя и поэта привлекала одна и та же красавица. «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…» — это об Анне Петровне Керн. Ее же гораздо больше, чем гениальные строчки поэта, взволновало мимолетное благосклонное внимание императора. А сколько было предпринято хлопот, чтобы оного добиться!
«Моя подруга была гораздо лучше меня одета: на ней была куафюра с пером, очень украшавшая ее молодое, почти детское личико, и она мне сказала, что муж выписал ей эту куафюру, потому что государь любил подобный головной убор без других украшений. Как мне досаден сделался мой голубой с серебряными листьями цветок».
Для следующего бала «…было заранее выписано из Петербурга платье — тюлевое на атласе и головной убор: маленькая корона из папоротника с его воображаемыми цветами. Это было очень удобно для меня и для моей лени и неуменья наряжаться. Я только заплела свою длинную косу и положила папоротниковую коронку, закинув длинные локоны за ухо, и прикрепила царский фермуар… Можно сказать, что в этот ве¬чер я имела полнейший успех, какой когда-либо встречала в свете!» (А. П.Керн. Воспоминания).
Александр Сергеевич, когда хотел, замечал и такие подробности дамских причесок, которые их обладательницы предпочли бы сохранить в тайне:
«Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно стриженной головы» (А.Пушкин. Пиковая дама).
Старые придворные дамы, продолжая одеваться по моде своей юности, носили полувековой свежести парики, и по привычке, утвердившейся тогда же, брили или коротко стригли волосы, чтобы парик лучше держался. Дочь англомана Муромского Лиза, чтобы остаться неузнанной предметом своей любви, одалживает у своей гувернантки ее стародевичьи букли:
«Лиза, его смуглая Лиза, набелена была по уши, насурьмлена пуще самой мисс Жаксон; фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV…» (А.Пушкин. Барышня-крестьянка). В 1820-е годы русской барышне требовалось проявить характер, чтобы игнорировать поветрия моды. Это удавалось лишь обитательницам деревенских усадеб. Татьяна Ларина, привезенная в Москву, попадает в руки столичных подружек, которые на следующий же день «взбивают кудри ей по моде». Мода, которая давно уже обрела в России статус неписаного закона, получила в это время и свой писаный закон — первые регулярные журналы мод. Печатавшиеся в них депеши из Парижа звучали как военные донесения: «На днях замечена в опере новая уборка головы…» Это означало, что некая великосветская дама придумала для себя очередную эффектную прическу и на следующее утро ее закажут своим парикмахерам все парижские модницы второго ряда. Через две недели директива достигнет Москвы и Петербурга, еще через месяц — губернская львица удивит собравшихся на балу соперниц невиданной комбинацией кудрей и перьев. Весь этот «волосяной вздор» имел мало сходства с первоисточником, ведь провинция в погоне за петербургской модой обязательно «оборвется», по выражению Гоголя. И если «Московский телеграф» в 1827 году сообщал, что «. ..в простой уборке волосов на лбу щеголихи обыкновенно протягивается золотая цепочка или золотой снурок, которым укрепляется на средине лба камей или цветной драгоценный камень», то можно было быть уверенными, что в губернском городе и цепочка, и камень окажутся вдвое крупнее столичных образцов.
В России за парикмахером посылали и везли его на дом до 1823 года, когда первую парикмахерскую в нашем значении этого слова открыл француз Дибо, который «имел честь известить почтенную публику, что он получает из Парижа разного вкуса парики, накладки и локоны для дам и занимается стрижением волос».
С новым романтическим уклоном в искусстве, литературе и, разумеется, в моде, прически резко уклонились от былой простоты, а особенно от симметрии.
Реванш за профанацию своего мастерства, когда почти два десятилетия маленьких домашних причесок отстранили их от дел и доходов, парикмахеры взяли в конце 1820-х годов.
«Появились прически с массою буколь и накладных волос. Пукли были необыкновенно велики. .. взбитые волосы, совсем закрывающие острые или томные глазки, напоминали о том счастливом времени, когда нельзя было в люди показаться без двухаршинной прически». (Литературные листки. 1824).
Часть 2
Что можно и чего нельзя делать в 1850-х годах
Хотя вы можете подумать, что исторические прически не стоит изучать, они на самом деле могут многое рассказать нам о том, какой была жизнь в прошлом. Прическа может рассказать нам о технологиях, через виды продуктов, которые требуются историческим «до», или о моде, и о том, как заявить о себе, или о социальном классе (были ли вы богатыми или бедными, могущественными или бессильными…), и она может даже быть удобно для датирования исторических картин и фотографий!
Коллекция неизвестных женщин Балларат из коллекции Музея золота, состоящая из 19прически ХХ века. Воспроизведено с разрешения Музея золота.
На протяжении тысячелетий людям нравилось использовать волосы с головы для украшения своего тела. Волосы могут быть очень важной частью чьей-то личности; это может быть связано с религией, законом (да, в истории были законы, которые контролировали прически!) или просто с модой, и, конечно же, прически тесно связаны с разнообразными и постоянно меняющимися представлениями человечества о красоте.
Автопортрет королевы Виктории, 1835 год. Изображение из Wikipedia Commons.
В 19 веке женские прически в Британской империи (включая Австралию) следовали стилю королевы Виктории, правившей 63 года. Эта могущественная женщина оказала огромное влияние на всю моду и даже считается невестой, популяризировавшей белое свадебное платье, которое многие женщины носят до сих пор. До нее британские женщины просто надевали свое лучшее платье в день свадьбы, какого бы цвета оно ни было. Мода на прически и одежду сильно изменилась за то время, пока она была королевой, как вы можете видеть здесь.
Первая известная фотография королевы Виктории со старшей дочерью, около 1845 года. Изображение из Википедии.
К 1850-м годам королева Виктория, как правило, носила волосы с пробором посередине. Его либо оттягивали назад за уши (которые затем закрывались дневным колпаком/чепчиком), либо использовали для прикрытия ушей, когда головной убор не был необходим (например, на балу). В противном случае она, как и миллионы женщин в ее империи в этот исторический период, покрывала голову из христианской вежливости и всегда на улице (при условии, что они могли себе это позволить!). Головные уборы на улице не только сохраняли чистоту волос до изобретения душа и фена, но и защищали от солнечных ожогов. А тогда модницам хотелось иметь как можно более белую кожу: «Загар бывает только у крестьян и туземцев!» . Подобные идеалы красоты демонстрируют, насколько приемлемым был расизм (и классизм) в XIX веке.
Что касается мужчин, то начало 1800-х годов ознаменовалось прекращением сложных напудренных париков и возвращением к естественным прическам и цветам. Спустя несколько десятилетий в моду вошли и бороды, и усы. Мужчина-модник того времени, Бо Браммелл, стал лидером с этими новыми, непринужденными, естественными прическами, которые с течением века становились короче и более контролируемыми. В это время среди мужчин стали популярны средства для укладки волос, такие как масло для волос; однако у них не было средств, чтобы смыть его, как мы это делаем сегодня (с помощью шампуня), до тех пор, пока 1890 с. Первые шампуни были порошками, и только в 20 веке мы увидели изобретение жидких шампуней.
Привычки большинства людей стирать в Балларате в 1850-х годах были такими же, как в Англии; однако чистой воды (той, которая не была загрязнена золотодобычей или человеческими отходами рядом с ней…) на раскопках часто было трудно найти. Шахтеры и их жены платили большие деньги — особенно в засушливое лето — за ведра пресной воды, взятые из того места, которое тогда называлось Болотом Юилла (ныне Балларатское озеро Вендури). Купание обычно происходило только раз в неделю (как правило, по субботам, чтобы в воскресенье семья была чистой перед церковью), но эта ванна предназначалась не для мытья волос, и, кроме того, вы должны были делить воду со всей семьей, потому что это было так мало!
Фотография неизвестного мужчины по прозвищу «Китайский великан», 1870 год. Обратите внимание на его длинную очередь. Воспроизведено с разрешения Музея золота.
Конечно, на золотых приисках Балларата присутствовало много национальностей, а это означало, что в Балларате 1850-х годов можно было увидеть еще больше причесок. Одной из самых ярких причесок, распространенных в ту эпоху, была «очередь», которую носили многие китайские шахтеры Балларата. В Китае для мужчин было обязательным носить это «до», которое включало бритье передней части головы, отращивание очень длинной спины и ношение ее в косе. Аборигены этого региона — народ Вадавуррунг — возможно, носили волосы не так, как европейцы и китайцы; однако, судя по имеющимся у нас ограниченным фотографическим свидетельствам, многие к этому времени переняли европейские прически.
Бигуди Марселя, также известные как горячие плойки или горячие щипцы для завивки.
Исследование волос 19-го века в Австралии было бы неполным без упоминания о моде на украшения для волос и даже украшения для волос, которые дамы обычно дарили своему возлюбленному или кто-то делал из волос недавно умерший любимый человек. Вы можете увидеть множество примеров этой любопытной практики здесь. Еще одной странной привычкой европейских женщин 1800-х годов было собирать волосы с расчески, чтобы использовать их в качестве набивки для создания определенных причесок. Волосы были собраны в «приемник для волос», а затем, при необходимости, сформированы в «крысу», чтобы поместить ее в пучок или придать волосам объем. Наконец, к концу века стала популярной довольно устрашающая плойка для волос «Marcel Wave», хотя при использовании ее было очень легко сжечь волосы — перед тем, как нанести на волосы, ее нагревали на огне!
Ссылки и ссылки
Графический обзор викторианских причесок: http://www.whizzpast.com/victorian-hairstyles-a-short-history-in-photos/
Серия видеороликов об этой истории женских причесок (Европоцентрик): https://www.youtube.com/watch?v=rpGc2ylEgfQ&list=PLWpk-1VZu_yM5ms7Mm1wBirhm5G1UPOwZ
Краткая визуальная история мужских и женских причесок на протяжении истории: https://www. youtube.com/ watch?v=RVr8W6HME4A
Видео из истории шампуня: https://www.youtube.com/watch?v=NEjeTYzZjzg
Ужасные истории шампуня инков…: https://www.youtube.com/watch?v=jqWoWscljQs
Великая история волос из музея Чертси: http://chertseymuseum.org/hair
Отличный BBC статья об истории свадебного платья: http://www.bbc.com/culture/story/20140503-how-wedding-dresses-evolved
Жизнь женщины на золотом прииске Балларат: http://education.sovereignhill. com.au/media/uploads/SovHill-women-notes-ss1.pdf
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была опубликована в 19 век, технологии 19 века, китайские горняки, китайцы на раскопках, коренные народы, королева Виктория, Суверенный холм, тогда и сейчас, без категорий, викторианская золотая лихорадка, викторианская золотая лихорадка китайцы, женщины и отмеченные китайцы, культура , образование, мода, волосы, история, иммиграция, расизм, женщины. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Женские прически Регентства: обзор
Прически резко изменились в конце 1700-х годов, когда большие напудренные конструкции вышли из моды, а маленькие прически стали в моде. Древнегреческие и римские произведения искусства, изображающие элегантные шиньоны, косы и кудри, теперь стали образцом моды и определяли женские прически эпохи Регентства. В период позднего Регентства прически снова стали высокими и причудливыми, с замысловатыми бантами и петлями.
Эпоха Регентства
Регентство в Соединенном Королевстве длилось с 1811 по 1820 год и было подпериодом эпохи Георга (1714-1830).
В 1811 году, когда король Георг III был признан неспособным править из-за болезни, его сын (принц-регент) вступил во владение государством. Когда его отец умер в 1820 году, принц стал королем Георгом IV, и регентство закончилось.
Однако, когда речь идет о моде, термин Регентство означает более длительное время. Поэтому мы считаем эпоху Регентства 179 г.0-1837.
Влияние на женские прически эпохи Регентства
Греческое, римское и египетское искусство
Неоклассицизм оказал ключевое влияние на моду в период раннего Регентства, вдохновленный древнегреческими и римскими статуями и произведениями искусства. В результате женские прически Регентства отличались мягкими шиньонами, локонами и локонами, украшенными ободками и филе.
Было также большое увлечение древним Египтом , вдохновленным открытиями, сопровождавшими поход Наполеона в Египет и Сирию (1798–1801).
Около 1820 женская мода начала меняться. Например, линия Empire Line исчезла, поскольку талия стала более естественной, а юбки расширились. Прически также менялись со временем, становясь более сложными с Узлом Аполлона и другими прическами, на которые повлияла Центральная Европа через Париж.
Часть фрески из Геркуланума — погребенного римского города, впервые обнаруженного в 1709 году. Портрет девицы Дюваль работы Жака Огюстена Пажу (1814). Прослеживается греческое и римское влияние. Венера Медичи — эллинистическая мраморная скульптура, изображающая греческую богиню любви Афродиту.
Французская революция
Женские прически постепенно тяготели к более естественным стилям, которые можно увидеть на древнегреческих и римских статуях до того, как Французская революция (1789–1799) произошла.
Однако Французская революция кардинально изменила положение в Европе. В результате ушла мода на вычурные и сложные прически и парики. Одним словом, никто больше не хотел, чтобы его принимали за французскую аристократию.
Merveilleuses of Paris
Merveilleuses были членами модной молодежной субкультуры, которая возмутила Париж во времена Французского директората (1795-1799) своей неосновательной муслиновой одеждой и диковинным поведением.
Возможно, их общительность, напускные манеры и пикантная одежда были реакцией на суровую и подавленную атмосферу Революции. Какими бы ни были их мотивы, они оказали огромное влияние на женскую моду и сыграли важную роль в популяризации неоклассического стиля. Кроме того, женщинам всех классов было легко копировать и воспроизводить этот образ.
В целом, Франция продолжала оставаться лидером европейской моды во времена Регентства. Например, британские издания, такие как Ackermann’s Repository и La Belle Assemblée , рассказывали о последних тенденциях, тканях, цветах и стилях из Франции (в частности, из Парижа).
Влиятельная светская львица Тереза Тальен была ведущей Мервейлез (портрет около 1799 г.). Портрет французской светской львицы Жюльетты Рекамье работы Франсуа Жерара (1805 г.).
Налог на пудру для волос
В 1795 году правительство Великобритании ввело налог на пудру для волос. Идея заключалась в том, что если кто-то может позволить себе купить пудру для волос, он также может позволить себе платить налоги.
Однако мода на припудривание париков и волос уже пошла на убыль — этот налог только ускорил ее кончину. Несмотря на то, что позже налог был снижен, мало кто возобновил использование пудры для волос.
Были освобождены от уплаты налога. Например, королевская семья и их слуги были освобождены. Точно так же были освобождены такие профессии, как моряки и йомены, которые носили парики как часть своей униформы или одежды.
Элементы женской прически в стиле Регентства
Пучки и пучки на макушке
Пучки и пучок были важным элементом женских причесок в стиле Регентства — немногие прически эпохи Регентства обходятся без них. Они действительно развивались в течение этого периода, меняя положение и сложность с годами. В целом, прически начинались как простые, но с годами становились все более замысловатыми и сложными.
Краткая хронология пучка, шиньона и пучка волос эпохи Регентства:
- 1800-е — в моде был простой пучок на затылке (шиньон) или затылке, прямо имитирующий те, что можно увидеть на греческих и римских статуях. Psyche Knots представлял собой узелковый пучок, который торчал из затылка, часто перевязанный лентой или косами.
- 1810-е – узел на макушке стал очень модным и был привычной частью женских причесок. Его значение продолжало расти во второй половине десятилетия. Дизайн также становился все более сложным, поскольку простые локоны часто уступали место поворотам и косам.
- 1820-е — узел на макушке продолжал расти вверх и наружу в течение десятилетия. В 1824 году появился новый стиль вечернего платья, известный как Узел Аполлона . В качестве альтернативы, булочки все еще носили на макушке.
- 1830-е – в первой половине десятилетия пучок на макушке был на пике декоративности с большими, высоко летящими плоскими бантами и петлями из волос. Никогда со времен Марии-Антуанетты прически не были такими сложными. Однако эта восходящая тенденция оказалась непродолжительной. С середины 1830-х годов прически снова начали спускаться, со временем становясь более плоскими и менее сложными.
Очень популярный стиль Регентства (Репозиторий Аккермана, 1809 г.). Регентский пучок и высокий пучок — из книги «Полная прическа» 1817 г. Причудливые пучок и бант прически 1830-х годов.
Кудри и локоны
Кудри и локоны являются неотъемлемой частью большинства женских причесок эпохи Регентства. Как правило, они были короткими и редко ниже линии подбородка.
Кольца и локоны носили по-разному, в зависимости от того, что было модно в то время. Например, в раннем Регентстве были простые прически, такие как мягкие, почти растрепанные локоны, сопровождающие пучок. Однако с течением времени локоны и локоны стали важной чертой и были расположены более структурированной массой по бокам лица.
Энн Калверт Стюарт Робинсон. Портрет Гилберта Стюарта, 1804 г. Герцогиня Кентская с дочерью, будущей королевой Викторией, работы Генри Боуна ок. 1824-1825. Графиня Денби (иллюстрация из La Belle Assemblée, февраль 1825 г.).
Пробор
Женщины эпохи Регентства разделяли волосы на пробор посередине — если только волосы не были убраны прямо назад, когда, конечно, не было пробора. В 1830-х годах также была мода разделять передние волосы на V-образный пробор — обычно это можно увидеть с 9-ю головками.0079 Узел Аполлона или прическа в стиле бидермейер .
Волосы также были разделены пробором от уха до уха для некоторых причесок, чтобы отделить более короткие «передние волосы» от более длинных «задних волос». Передняя часть была завита, а более длинные волосы собраны в пучок или шиньон.
Отличительные прически эпохи Регентства
Именованные элементы или прически
Женские прически эпохи Регентства (или элемент стиля) часто получали имена. Следующее обычно использовалось в публикациях эпохи Регентства при описании последних стилей или моды:
- À la Hollandaise – ряд коротких тонких локонов вокруг передней линии роста волос, разделенных ровным пробором от длинных волос сзади, собранных в высокий пучок (популярны в 1790-х – начале 1800-х годов).
- À la grecque – широко используемый термин для описания причесок, вдохновленных Древней Грецией. В нем часто использовались пучки мягких завитков с узлом психики или высоким пучком (конец 1790-х — 1820-е годы). Однако более поздние прически Регентства (больше соответствующие стилям узла Аполлона) иногда также назывались «а-ля Грек».
- À la madonna – передние волосы разделены пробором по центру и зачесаны, образуя изогнутую форму надо лбом, создавая скромный вид.
- À la Sévigné – локоны, свисающие сбоку от висков.
- À la girafe – недолговечное увлечение под влиянием жирафа, подаренного Франции в 1826 году. Обожание ее вызвало увлечение жирафами, которое включало высокую прическу в виде узла Аполлона, имитирующую косточки жирафа.
- À la chinoise – длинные волосы женщины были туго собраны в высокий спиральный или заплетенный пучок. Окончательный вид варьировался в зависимости от предпочтений парикмахера или владельца. По бокам лица можно добавить свободные локоны или локоны.
- À la anglaise – длинные завитые локоны сбоку (модные в 1830-е гг.).
- À la Clotilde — большая прядь волос по бокам лица, которая наполовину спускается по щекам, а затем поднимается за уши, чтобы быть приправленной к остальным волосам (видно в середине-конце 1830-х гг.).
Волосы «А-ля Голландия» (из Journal des Dames et des Modes) бантик сзади» (Аккермановское хранилище, 1823 г.).
Прическа а-ля Титус
В середине 1790-х годов короткая многослойная рваная мужская прическа, известная как Прическа а-ля Титус , стала популярной среди женщин.
Мужское увлечение короткой стрижкой произошло из-за 1791 постановка пьесы Вольтера, Брут . Роль Тита исполнил известный французский актер Тальма. Он носил короткую стрижку, как у римских статуй — и вуаля, родилась мода. Что именно вызвало скачок к женщинам, четко не задокументировано. Однако из портретов и публикаций мы можем видеть, что огранка Титус была в моде более пятнадцати лет, начиная с 1794 года.
«Шеве а ля Титус. Tunique à la Mameluck» (модный принт из Journal des Dames et des Modes, 1803 г.). Мадам Арно де Горс работы Луи-Леопольда Буальи (ок. 1805 г.). Мадам Фоулер работы Луи-Леопольда Буальи (нарисовано около 1810 г.). Более утонченный Тит, с локонами и прядями на лбу.
Женщин часто высмеивали (в основном мужчины) за то, что они неженственны, неестественны и откровенны. Кроме того, короткие волосы у женщин исторически ассоциировались с наказанием, болезнью или жертвой, а не с красотой.
Несмотря на критику, стиль приобрел популярность , став одной из самых популярных женских причесок эпохи Регентства в начале 1800-х годов. Он также стал более изысканным, перейдя от грубой, колючей и взлохмаченной стрижки на ранней стадии к стрижке с большим количеством укладок и помады.
Аксессуары для волос были de rigueur для дам, посещающих светские мероприятия. Впрочем, даже для балов и самых пышных мероприятий стрижка Тита вообще не украшалась аксессуарами.
В начале 1810-х популярность стрижки Тита начала снижаться. К 1820 году иллюстрации сложных высоких причесок заполнили модные журналы под влиянием Версальского двора. В конце концов, невысокий и беззаботный Тит почти исчез.
- Изданная в 1813 году книга, призывающая женщин вернуться к более женственным прическам — Anti-Titus, ou; Критические ремарки о женской прическе Д. Роте де Нюжан.
Узел Аполлона
В 1824 году появилась новая прическа Регентства – Узел Аполлона – характерная прическа с большим бантом на макушке. В конечном итоге он превратился в высокие банты, петли или завитки волос, которые высоко и гордо стояли на макушке, что сильно отличалось от мягких и мечтательных стилей раннего Регентства с греческим и римским влиянием.
Чтобы создать гладкие бантики и петли , волосы нужно намотать на проволочные каркасы или жесткие ленточные ленты. Кусочки волос также использовались для создания форм и прикалывались к волосам.
Боковая часть волос была уложена в массу локонов или заплетена в спираль. Наконец, волосы были украшены перьями, цветами и лентой.
С течением времени прическа становилась все более причудливой, достигнув своего пика в 1830-х годах. Затем, как и всякая мода, она перестала быть актуальной и исчезла.
Новейший парижский стиль – бант под названием «Узел Аполлона» («Женский карманный журнал», 1825 г.). Виды спереди и сзади («Мир моды и континентальные фельетоны», 1831 г.).
Аксессуары для волос эпохи Регентства
Аксессуары украшали женские прически эпохи Регентства и зависели от того, было ли это днем или вечером, на улице или дома. Кроме того, богатство и социальное положение также играли роль.
Дневные прически Регентства были проще, чем вечерние. Для светских мероприятий носили чепчики, шляпы и тюрбаны.
Вечерние прически были более изысканными и украшались различными аксессуарами для волос. Кроме того, причудливые украшения для волос, которые надевали на официальные мероприятия и балы, были признаком богатства семьи.
Повязки, ленты и повязки
- Повязки и повязки изготавливались из самых разных материалов, включая материал (например, бархат), ленту или драгоценные камни (например, аметистовую ленту или нить жемчуга). Те, что сделаны из материала или ленты, могут быть любой ширины. Их носили как для официальных, так и для повседневных случаев, удерживая волосы на месте и добавляя украшения.
- Филе представляло собой атласную ленту, закрученную в волосы для вечернего наряда, часто украшенную драгоценными камнями или жемчугом. Прическа Psyche Knot часто имела филе, сплетенное вокруг него, поэтому она также известна как греческая прическа.
- ferronnière представляет собой повязку на голову, которая окружает лоб владельца, обычно с небольшим драгоценным камнем, подвешенным в центре. Это было модно с конца 1820-х до начала 1840-х годов.
- Ленты (в модных изданиях пишется как «лента») использовались по-разному. Например, прически «Узел Аполлона» украшались большими жесткими петлями из лент.
Психический узел — прическа с греческим влиянием (1799 г.). Прическа 1802 г. (слева) и 1805 г. (справа). Из лондонских головных уборов (1805 г.).
Кепка стала основной женской одеждой во время Регентства, которую носили женщины всех классов (включая матерей, замужних женщин, старых дев, вдов, домработниц и прислугу, а также детей).
Кепки неструктурированные, из легких тканей, плотно прилегающие к голове, с необязательными полями или кантом. Материал и дизайн определяют, когда носили кепку – например:
- Утренние или будуарные кепки были из простого хлопка или муслина, с вышивкой или кружевом. Дома носили шапочки от швабры и корнеты, чтобы волосы не запутывались перед тем, как одеться для дневных занятий. Кроме того, когда женщина ушла из дома, она надела шляпку поверх легкой утренней кепки, чтобы прическа не сбивалась.
- Домашние кепки носили с домашней одеждой. Они были наряднее утренних чепцов, украшены лентами и цветами.
- Нарядные кепки изготавливались из атласа, тонкой сетки, кружева или цветного крепа и украшались лентой, розетками или цветами. Их носили с «полуплатьем» (респектабельный дневной или вечерний наряд) или «полным платьем», что означает «наиболее формальный вечерний наряд с максимальным количеством аксессуаров» (например, надеваемый на балы, в оперу, на королевские приглашения и на шикарные приемы). Между 1825 и 1840 годами украшенные бархатные шапки с большими плоскими тульями (так называемые береты) носили с вечерним платьем.
- Ночные или ночные шапочки были необходимы, чтобы многие масла и смазки, используемые в волосах женщин эпохи Регентства, не испортили простыни. Завязки под подбородком помогали удерживать волосы на месте.
- Работающие женщины носили кепки, чтобы держать волосы в порядке. Он был настолько сложным, насколько владелец мог себе позволить, и часто указывал на статус. Например, кепка экономки будет красивее, чем у судомойки, что указывает на ее более высокий статус.
Гребни редко были простыми и часто украшались драгоценными камнями, в том числе драгоценными камнями, такими как топаз и жемчуг. Их носили как украшение; например, за пучком или пучком.
Мария Эджворт работы Джона Даунмана (1807 г.), изображена в кепке, украшенной лентой. гребень »(Хранилище Аккермана, 1823 г.). Луиза Орлеанская с прической Аполлона и повязкой на голове ferronnière (La Belle Assemblée, сентябрь 1832 г.).
Диадема
Мода на диадемы (в основном, тиары или короны) возникла из любви к греческой и римской моде. По этой причине в дизайне часто использовались такие вещи, как венок из листьев, явно под влиянием неоклассического искусства.
Диадемы надевали на официальные мероприятия и балы. Следовательно, украшение из драгоценностей было видимой демонстрацией богатства мужа.
Перья
Высокий плюмаж (или плюмажи) из перьев носили дамы эпохи Регентства на вечеринках и вечерних балах. Кроме того, к гребням для волос могли быть приклеены маленькие перья. Для презентаций или мероприятий при дворе считалось обязательным носить страусиных перьев с придворным платьем. Точно так же головные уборы украшались страусиными перьями.
Цветы
Цветы носили, в частности, барышни на вечеринках. Например, по всей прическе небрежно располагались отдельные цветы, такие как ромашки, дамасские розы или кокликосы. В качестве альтернативы цветы были заплетены в косу, чтобы создать эффектный образ. Также в моде были половинчатые и полные венки из цветов.
Шапки, тюрбаны, шляпы и шляпки также украшались цветами. Какие цветы были популярны в этом сезоне, зависело от случая и современной моды.
Гравюра 1803 г. (слева) Бандо из бриллиантов и страусиных перьев; (Справа) Этрусская бандо и перья (1805 г.). Фата и цветы для вечерней или танцевальной прически (Хранилище Аккермана, 1814 г.).
Почтовые принадлежности и парики
- Накладки были популярны во времена Регентства, чтобы добавить различные элементы в прическу. Например, линию локонов, пришитых к ленте, располагали вдоль линии роста волос или затылка дамы. Части для волос также использовались в более поздний период Регентства, когда декоративные банты и петли создавали сложные прически с пучком.
- Полные парики также носили различных натуральных цветов, что позволяло женщинам менять прическу так же быстро, как и шляпу. Кроме того, дамы эпохи Регентства, которые отрезали свои длинные волосы для короткой стрижки Titus , могли носить парик. Возможно, женщины сожалели о том, что отрезали свои длинные волосы, или же они наслаждались свободой, которую им давала более короткая стрижка. В любом случае, парики могут легко изменить прическу.
Отрывок из книги «Книга английских ремесел» (1818 г.). В разделе о парикмахерском искусстве описывается популярность париков и шиньонов.
Шарфы и вуали
Шарфы и вуали изготавливались из тонких прозрачных материалов, таких как французское, английское или мехлинское кружево или сарснет (тонкая саржевая ткань).